Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
04:02
Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ ООШ №73

Меню сайта

Форма входа

Поиск

 Блог 
Главная » 2010 » Ноябрь » 29 » Стили воспитания и их влияние на детско-родительские отношения.
08:20
Стили воспитания и их влияние на детско-родительские отношения.
Перед родителями стоит множество задач, которые решаются при рассмотрении вопросов семейного воспитания, например: развитие педагогически оправданного взаимовлияния родителей и детей друг на друга, усиление роли семьи с ростом самосознания ее членов и т.п
Главная задача семьи - выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т. е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания являются:
- неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток
(или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над
реализацией духовных потребностей растущего человека,
дисгармония материальных потребностей и возможности их
удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития
детей;- авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и
всепрощенчество;- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в
семье;- отсутствие нормального психологического климата в семье;- фанатизм в любых его проявлениях;- безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие
целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость
в применении методов воспитания, физические наказания.
причинение детям тяжелых нравственных страданий);- противоправное поведение взрослых.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности. любви и счастья;- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он
есть и способствовать развитию в нем лучшего;- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных:
половых и индивидуальных особенностей;- диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности
и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу
семейного воспитания;- личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей;- воспитание должно строиться с опорой на положительное в
растущем человеке;- все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития
ребенка, должны быть построены на игре;

- оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье

Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных стилей воспитания. А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания:

- Демократический стиль - высокая степень вербального общения,
включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность
ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь,
стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль - существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

Д. Боумрид выделяет 3 типа детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей:
1. Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети.2. Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам
дети.

3. Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.
Автор выделяет 4 параметра изменения родительского поведения:
Родительский контроль: при высоком уровне родители предпочитают

оказывать большое влияние на детей, настаивают на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более совершенное усвоение родительских стандартов и норм.

Родительские требования — родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность.

Способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий -родители стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам, жалобам и ругани.

Эмоциональная поддержка - родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, но действия и эмоциональное отношение

направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Оптимальным условием воспитания является наличие в родительском отношении всех четырех параметров. Э. Арутунянц рассматривает детско-родительские отношения в связи с анализом семейной структуры. Она выделяет 3 варианта семьи:
- в традиционной семье воспитывается уважение к авторитету
старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз.
Итогом социализации ребенка в такой семье является способность
легко вписаться в «вертикально-организованную» общественную
структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы,
но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они
не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из
представления о должном.- В детоцентрической семье главной задачей считается обеспечение
«счастья ребенка». Семья существует только для ребенка.
Воздействие осуществляется снизу вверх. В результате у ребенка
формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за
пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать
мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации, и в
частности учебной дезадаптации после поступления в школу.- Очень высоко оценивается супружеская (демократическая) семья.
Цель в этой семье - взаимодействие, принятие, автономность членов.
Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог равных:
родителей и ребенка. Итогом такого воспитания является усвоение
ребенком демократических ценностей, гармонизация его
представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности,
развитие активности, самостоятельности, доброжелательности,
адаптивности, уверенности в себе и эмоцион

Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т.е. практически ко всем социальным институтам). Выделяют несколько типов неправильного воспитания:
- Безнадзорность, бесконтрольность - встречается, когда родители
слишком заняты своими делами и не уделяют должного внимания
детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в
поисках увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.- Гиперопека - жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным
надзором, он слышит все время строгие приказания,
многочисленные запреты. В результате становится нерешительным,
безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет
постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то,
что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в
бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают
запреты, убегают из дома.- Воспитание по типу «кумира». Ребенок привыкает быть в центре
внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им
восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии
правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм.
В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет
всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация характера,
приносящая человеку много переживаний во всей дальнейшей жизни.

- Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоциональной
отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец
или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может
казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему.
Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов
семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.
- «Жесткое воспитание» - за малейшую провинность ребенка сурово
наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский
указывал, что страх - самый обильный источник пороков (жестокость,
озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на
основе страха).- Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности
- с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен
оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же
на него возлагаются недетские, непосильные заботы. В итоге у таких
детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за
благополучие свое и близких.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые формы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всему силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного - из страха, что при столкновении с этим новым не смогут избрать правильную форму поведения. Поскольку у них не выработано чувство независимости и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, низким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой. Им нелегко справиться со своей импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзей у них, как правило, мало или вообще нет.

Просмотров: 2783 | Добавил: Marina_Ivanovna | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос
Как вы относитесь к проекту "Концепции и содержание профессионального стандарта учителя"?
Всего ответов: 6

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz